Отзывы клиентов
1. Постановлением МНС РБ от 26.11.2014 г. № 37 внесены изменения в постановление МНС РБ № 82. Изменена форма книги покупок и порядок ее заполнения. 2. 31.12.2014 г. зарегистрирован закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РБ».

1.         Книга покупок.

Постановлением МНС РБ от 26.11.2014 г. № 37 внесены изменения в постановление МНС РБ № 82. Изменена форма книги покупок и порядок ее заполнения. Постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

2.        31.12.2014 г. в Национальном реестре правовых актов зарегистрирован закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РБ».

Изменения в Общую часть Налогового кодекса РБ:

· Статья 22 «Обязанности плательщика» дополнена пунктом 22. Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и (или) по обязательным платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также задолженность по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения, за исключением задолженности, в отношении которой действуют предоставленные согласно законодательству отсрочка и (или) рассрочка ее погашения, обеспечивают зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от внереализационных доходов на свои счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации Республики Беларусь (далее – банк) в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством. Предусмотренный частью первой настоящего пункта порядок зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от внереализационных доходов применяется организациями и индивидуальными предпринимателями начиная со дня образования задолженности до полного ее погашения.

·   Статья 301 «Принципы определения цены на товары для целей налогообложения» изложена в новой редакции. Налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:

ü реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;

ü осуществления сделки (сделок) по внешнеторговой деятельности, в том числе сторонами которой (которых) являются взаимозависимые лица, если цена такой сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 1 миллиард белорусских рублей на дату: реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату реализации; приобретения товара (работы, услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату приобретения.

·   В статье 31 «Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав» пункт 3 дополнен подпунктом 3.5 о том, что не признается реализацией передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав потребителю рекламы при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства, если указанные товары (работы, услуги), имущественные права являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования (за исключением рекламных услуг, оказываемых рекламодателям), а также передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры.

·    Статья 32 «Место реализации товаров» дополнена частью второй следующего содержания: При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена Таможенного союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Таможенного союза и завершена в другом государстве – члене Таможенного союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Изменения в Особенную часть Налогового кодекса РБ

НДС

·     В статье 97 «Принципы определения налоговой базы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» в пункте 2 после части первой дополнить пункт частью следующего содержания: «При реализации отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 1 января 2015 года товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, на условиях предварительной оплаты, аванса, задатка для определения налоговой базы налога на добавленную стоимость пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на:

ü 31 декабря 2014 года, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, полученной до 1 января 2015 года;

ü дату получения предварительной оплаты, аванса, задатка, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, полученной с 1 января 2015 года;

ü момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, – в остальной части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав».

·    В статье 98 «Определение налоговой базы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации подрядчиками строительных работ (включая проектные работы), выполненных с участием субподрядчиков, определяется подрядчиком как стоимость выполненных работ, включающая стоимость работ, выполненных субподрядчиками».

Дополнить статью пунктом 24 следующего содержания:

«24. Налоговая база налога на добавленную стоимость заказчиками (застройщиками) при строительстве объектов, не поступающих впоследствии в собственность (пользование) заказчика (застройщика), определяется:

24.1. при ведении строительства за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов – как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом налога на добавленную стоимость;

24.2. при ведении строительства в интересах третьих лиц (в том числе дольщиков):

24.2.1. в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, – как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом налога на добавленную стоимость, и рассчитанная пропорционально доле участия дольщика в строительстве объекта, и сумма прибыли заказчика (застройщика), предусмотренная договором с дольщиком. При этом сумма выгоды заказчика (застройщика), образовавшаяся в результате снижения фактической стоимости объекта долевого строительства по отношению к цене объекта долевого строительства (цене договора): включается в налоговую базу налога на добавленную стоимость как стоимость услуг заказчика (застройщика), если договором с дольщиком определено включение такой суммы в стоимость услуг заказчика (застройщика); увеличивает налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 18.1 пункта 18 настоящей статьи, если договором с дольщиком не определено включение такой суммы в стоимость услуг заказчика (застройщика);

24.2.2. в иных случаях – как вознаграждение, определяемое в виде разницы между суммой средств с учетом налога на добавленную стоимость, причитающейся к получению по договору с третьим лицом (в том числе с дольщиком), и суммой фактически произведенных затрат с учетом налога на добавленную стоимость по строительству объекта, приходящихся на долю третьего лица (в том числе дольщика), но не менее, чем стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом налога на добавленную стоимость, и рассчитанная пропорционально доле участия третьего лица (в том числе дольщика) в строительстве объекта.»

·       В статье 107 «Налоговые вычеты и порядок их применения» пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. При приобретении на территории Республики Беларусь у плательщиков налога на добавленную стоимость за иностранную валюту:

товаров по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, подлежащая вычету сумма налога на добавленную стоимость определяется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия этих товаров к учету, если иное не установлено частью второй настоящего пункта;

работ (услуг) по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, подлежащая вычету сумма налога на добавленную стоимость определяется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического выполнения работ (оказания услуг), указанную в акте приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), если иное не установлено частью второй настоящего пункта;

имущественных прав по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, подлежащая вычету сумма налога на добавленную стоимость определяется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату наступления срока исполнения обязательства по уплате соответствующей суммы, определенной договором, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

При приобретении с 1 января 2015 года на территории Республики Беларусь у плательщиков налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, на условиях предварительной оплаты, аванса, задатка подлежащая вычету сумма налога на добавленную стоимость определяется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на:

ü 31 декабря 2014 года, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, произведенной до 1 января 2015 года;

ü дату перечисления предварительной оплаты, аванса, задатка, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, произведенной с 1 января 2015 года;

ü дату принятия товаров к учету, – в остальной части стоимости товаров;

ü указанную в первичном учетном документе дату выполнения работ (оказания услуг), – в остальной части стоимости работ (услуг);

ü определенную договором дату наступления срока исполнения обязательства по оплате за приобретаемые имущественные права, – в остальной части стоимости имущественных прав.»

Пункт 19.10 «Не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные подрядчику при приобретении строительных работ (включая проектные работы), выполненных субподрядчиками, стоимость которых не включается в налоговую базу у подрядчика в соответствии с пунктом 17 статьи 98 настоящего Кодекса» исключен.

Пункт 19 «Не подлежат вычету суммы НДС:» дополнен подпунктом 19.13 следующего содержания:

 «19.13. подлежащие передаче заказчиком (застройщиком) третьим лицам (в том числе дольщикам) в соответствии с частью седьмой пункта 7 статьи 105 настоящего Кодекса. При ведении строительства до привлечения третьего лица (в том числе дольщика) суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету заказчиком (застройщиком) по товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые не являются вложениями в долгосрочные активы заказчика (застройщика), подлежат восстановлению заказчиком (застройщиком) на дату заключения договора с третьим лицом (в том числе дольщиком).»

По устным разъяснениям сотрудников налоговой инспекции по Фрунзенскому району г. Минска № 1 нормы пункта 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 г. N 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" касающиеся вычета сумм НДС, уплаченных при ввозе, по истечении 90 дней с даты принятия к учету товаров, не продлены на 2015 год.

Налог на прибыль

·     В статье 127 «Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» второе предложение пункта 1 изложить в следующей редакции: «Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяются, если иное не установлено настоящим Кодексом, исходя из цен сделок, корректируемых в случаях, установленных статьей 301 настоящего Кодекса.».

·      В статье 128 «Внереализационные доходы» пункт 4 «В состав внереализационных доходов не включаются:» дополнен подпунктом 4.18 следующего содержания: «4.18. суммы дооценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, производимой в соответствии с законодательством, и суммы восстановления обесценения основных средств, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, и инвестиционной недвижимости.».

·     В статье 129 «Внереализационные расходы» пункт 3 «В состав внереализационных расходов включаются:» дополнен подпунктом 3.266 следующего содержания: «3.266. обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, на все выплаты работникам, а также лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, за исключением перечисленных в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 130 настоящего Кодекса».

Пункт 3 дополнен подпунктом 3.2612 следующего содержания: «3.2612. затраты, произведенные заказчиком, застройщиком при создании (финансировании, возмещении создания) объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, безвозмездно переданных в собственность государства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».

·  В статье 130 «Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении» в пункте 2 подпункт 2.1 «затраты, производимые до начала осуществления деятельности организации, по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), отражаются в порядке, предусмотренном учетной политикой организации, но не ранее чем со дня начала осуществления соответственно деятельности организации, эксплуатации производств, цехов и агрегатов» исключен.

Пункт 2 дополнен подпунктом 2.12 следующего содержания: «2.12. расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом, установленным Национальным банком Республики Беларусь на момент покупки, для проведения расчетов за сырье, материалы, товары (работы, услуги) по использованным на их приобретение, а также на выплату заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним, по служебным командировкам за границу, созданию (приобретению) инвестиционных активов, оплате иных расходов, включаемых в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).».

·    В статье 131 «Затраты, не учитываемые при налогообложении» в пункте 1 «При налогообложении не учитываются следующие затраты:» подпункт 1.3 изложен в следующей редакции: «1.3. выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством, в том числе:».

Пункт 1 дополнен подпунктами 1.222 и 1.223 следующего содержания:

«1.222. суммы уценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, производимой в соответствии с законодательством, и суммы обесценения основных средств, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, и инвестиционной недвижимости;

1.223. расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом, установленным Национальным банком Республики Беларусь на момент покупки, за исключением расходов, перечисленных в подпункте 2.12 пункта 2 статьи 130 настоящего Кодекса;».

·   Статья 141 «Определение налоговой базы налога на прибыль» дополнена пунктом 22 следующего содержания: «22. Организации, отражавшие выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав для целей исчисления налога при упрощенной системе налогообложения и начавшие применять в текущем календарном году общий порядок налогообложения (единый налог на вмененный доход), выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных и не оплаченных до даты, с которой начато применение общего порядка налогообложения (единого налога на вмененный доход), и внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, отражение которых в соответствии со статьей 128 настоящего Кодекса не приходится на указанную дату либо после нее, учитывают при определении налоговой базы налога на прибыль по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав и фактического получения внереализационных доходов, но не позднее последнего числа текущего календарного года.».

·    Пункт 3 статьи 143 «Налоговый и отчетный периоды налога на прибыль. Порядок исчисления налога на прибыль. Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога на прибыль» дополнен словами о том, что при исчислении налога на прибыль уменьшение налоговой базы на сумму убытков по итогам предыдущего налогового периода производится по итогам четвертого квартала. Пункт 5 дополнен частью третьей следующего содержания: «Уплата налога на прибыль за четвертый квартал 2015 года производится не позднее 22 декабря 2015 года в размере двух третей суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за третий квартал 2015 года с последующим перерасчетом в целом за 2015 год и исчислением суммы налога на прибыль к доплате или уменьшению не позднее 22 января 2016 года.».

Подоходный налог

·      Статья 164 «Стандартные налоговые вычеты».

1.1. в размере 730 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 4 420 000 белорусских рублей в месяц;

1.2. в размере 210 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца. Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 410 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца. Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 410 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц. 

·       Статья 173 «Ставки подоходного налога с физических лиц» пункт 1 изложен в редакции:

«1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 13 процентов, если иное не определено настоящей статьей.».

Пункт 4 изложен в редакции:

«4. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 16 процентов в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности.».

Налог при упрощенной системе налогообложения

·     В статье 286 «Общие условия применения упрощенной системы» пункт 3 «Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:» дополнен подпунктом 3.19 следующего содержания:

«3.19. подоходного налога с физических лиц индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно:

физическими лицами – участниками, собственниками имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), – в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций;

супругами, родителями (усыновителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными) участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), – в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций.».

Подпункт 3.14.1 «Исчисление и уплата земельного налога не производятся организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 гектара.» исключен.

Подпункт 5.1 «Не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели:» пункта 5 дополнить подпунктом 5.1.23 следующего содержания:

5.1.23. предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не установлено настоящим подпунктом. При этом под капитальными строениями (зданиями, сооружениями) понимаются капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые таковыми в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 185 настоящего Кодекса.

Предоставление в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, являющихся общей собственностью, лицом, управляющим этим имуществом, либо садоводческим товариществом (гаражным кооперативом, дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок), не лишает такие лицо, товарищество (кооператив) права применения упрощенной системы.

Положения части первой настоящего подпункта не распространяются на организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве научно-технологических парков, инкубаторов малого предпринимательства».

Пункт 5 «Не вправе применять упрощенную систему» дополнен подпунктом 5.5 «организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход».

Пункт 5 «Не вправе применять упрощенную систему» дополнен подпунктом 5.7 «унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь»), собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям.».

·    В статье 288 «Объект налогообложения и налоговая база налога при упрощенной системе» в пункте 2 в части шестой абзац четвертый изложить в следующей редакции: «С учетом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки включаются: при выполнении проектных и строительных работ с участием субподрядчиков у подрядчика – сумма, полученная (причитающаяся) за выполнение этих работ собственными силами, а также превышение суммы, полученной (причитающейся) за выполнение таких работ, над суммой, уплаченной (причитающейся) субподрядчику за выполнение указанных работ, и суммой, полученной (причитающейся) за их выполнение собственными силами;»

·   В статье 289 «Ставки налога при упрощенной системе» исключен пункт 2 «Для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих налог на добавленную стоимость организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4 100 000 000 белорусских рублей, ставка налога при упрощенной системе устанавливается в размере три (3) процента в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров».

3.      Электронные накладные.

В условиях моратория на рост цен внедрение электронных накладных поможет субъектам торговли снизить издержки. Об этом заявил сегодня журналистам заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Андрей Мешков, передает корреспондент БЕЛТА.

Внедрение электронного документооборота позволит субъектам хозяйствования не только повысить эффективность налогового администрирования, но и снизить затраты, в том числе в отрасли торговли. Таким образом, открываются "реальные возможности снизить издержки при моратории на рост цен в магазинах", отметил Андрей Мешков.

В свою очередь начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Владимир Муквич призвал бизнес-сообщество поторопиться с внедрением электронного документооборота. "Это реальный шаг к упрощению и бухгалтерского учета, и взаимоотношений разных субъектов", - сказал он. Нормативная и техническая базы для использования электронных товарно-транспортных накладных создана. В Беларуси уже появился первый EDI-провайдер, который готов обеспечивать получение и передачу электронных накладных. Он также несет ответственность за сохранность и конфиденциальность документов.

Владимир Муквич подчеркнул, что переходить или нет на электронный коммерческий документооборот каждый субъект хозяйствования решает самостоятельно. "Но если он хочет быть конкурентоспособным, думает над оптимизацией затрат, хочет, чтобы его продукция оперативно доходила до потребителя, то это его ключевое направление работы на 2015 год", - считает начальник главного управления МНС. Он добавил, что в ближайшем будущем планируется рассмотреть вопрос о том, чтобы перемещение товарно-материальных ценностей с определенными группами товаров в обязательном порядке оформлялось с использованием электронных накладных. Речь идет о группах товаров, которые являются стратегическими для экономики.

4.      Налог на недвижимость по сверхнормативному строительству и УСН.

Вопрос: Организация применяет в 2013 - 2014 гг. УСН. По состоянию на 01.01.2014 у нее имеется объект сверхнормативного незавершенного строительства, который возник в 2013 г.

Является ли организация плательщиком налога на недвижимость в отношении объекта сверхнормативного незавершенного строительства с 01.01.2014, если общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест не превышает 1500 кв.м?

Ответ: Согласно подпункту 3.13.1 пункта 3 статьи 286 НК независимо от превышения общей площади капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест 1500 кв.м организации не освобождаются от исчисления и уплаты налога на недвижимость по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам сверхнормативного незавершенного строительства.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 96-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения" организации в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства, по которым на 1 января 2014 г. возникла обязанность исчисления и уплаты налога на недвижимость в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в подпункт 3.13 пункта 3 статьи 286 НК, исчисляют и уплачивают налог на недвижимость начиная с 1 января 2014 г.

Следовательно, организация является плательщиком налога на недвижимость в отношении объекта сверхнормативного незавершенного строительства с 01.01.2014.

"Налоги Беларуси", 2014, N 06

5.      Консолидированная отчетность.

Постановлением Министерства финансов РБ от 30.06.2014 г. № 46 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность». Постановление вступает в силу с 1 января 2015 г. Консолидированная отчетность – бухгалтерская отчетность, составляемая по группе организаций как бухгалтерская отчетность единой организации. Группа организаций – холдинг; хозяйственное общество и  его унитарные предприятия, дочерние и зависимые хозяйственные общества; унитарное предприятие и его дочерние унитарные предприятия.

6.       Курсовые разницы по финансовым вложениям (счета 06, 58).

В соответствии с пунктом 1.6 Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 N 361 разницы, возникающие у организаций (за исключением банка, небанковской кредитно-финансовой организации) при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости числящихся в бухгалтерском учете на 31 декабря 2014 г. финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций) в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком на 31 декабря 2014 г., относятся на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) в сумме, приходящейся на период с даты принятия к бухгалтерскому учету финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций) по 31 декабря 2014 г. Результат переоценки отражается в учете 1 января 2015 года (подп. 7.1 п. 7 Указа).

7.       Дополнительный вариант списания курсовых разниц по состоянию на 31.12.2014 г. предоставлен организациям Указом Президента Республики Беларусь от 19.12.2014 г. № 599 «О списании курсовых разниц». В частности установлено, что 1.1. организации вправе в 2014 году:

суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2014 г. в составе расходов будущих периодов, списать на доходы будущих периодов в пределах сумм курсовых разниц, числящихся на 31 декабря 2014 г. в составе доходов будущих периодов;

суммы курсовых разниц, оставшиеся в составе расходов будущих периодов после списания, проведенного в порядке, установленном в абзаце втором настоящего подпункта, списать за счет добавочного капитала (фонда переоценки) в пределах сумм, числящихся на 31 декабря 2014 г. в составе добавочного капитала (фонда переоценки) и образовавшихся в результате ранее проведенных переоценок основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства, оборудования к установке;

суммы курсовых разниц, оставшиеся в составе расходов будущих периодов после списания, проведенного в порядке, установленном в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, списать за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

1.2. суммы курсовых разниц, списанные в порядке, установленном в подпункте 1.1 настоящего пункта, не включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении.

8.             Изменения в порядке учета курсовых разниц.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 N 361 с 1 января 2015 г. признается утратившим силу Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. N 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц".

В соответствии с пунктом 3 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 г. № 69 с 1 января 2015 г. признается утратившим силу Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 N 199 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2000 г. N 78".

В соответствии с пунктом 2 постановления Министерства финансов РБ от 29.10.2014 г. № 69 организации суммы курсовых и суммовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2014 г. в составе резервного фонда, переносят на добавочный фонд. Постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. порядок отражения в бухгалтерском учете активов и обязательств в иностранной валюте, а также курсовых разниц определяется Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденным постановлением Министерства финансов РБ от 29.10.2014 г. № 69.

Под курсовыми разницами понимаются разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков, аккредитивов (далее - авансы) и кредиторской задолженности, погашение которой осуществляется в форме аккредитива) в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь (далее - официальный курс), на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте (далее - хозяйственная операция), а также на отчетную дату, которой является последний календарный день месяца.

Выраженная в иностранной валюте стоимость полученных активов (сумма понесенных расходов) и стоимость относящихся к этим активам (расходам) обязательств, собственного капитала отражаются в бухгалтерском учете в белорусских рублях по официальному курсу на:

дату совершения хозяйственной операции, если не был перечислен аванс в иностранной валюте;

дату (даты) перечисления аванса в иностранной валюте, если был перечислен аванс в иностранной валюте в размере полной стоимости активов (полной суммы расходов);

дату (даты) перечисления аванса в иностранной валюте в части стоимости активов (суммы расходов), приходящейся на аванс, и дату совершения хозяйственной операции в части стоимости активов (суммы расходов), не приходящейся на аванс, если был перечислен аванс в иностранной валюте в размере частичной стоимости активов (частичной суммы расходов).

Порядок определения стоимости каждой единицы (части) активов (части расходов) в случае, указанном в абзаце четвертом части первой настоящего пункта, закрепляется в положении об учетной политике организации.

Выраженная в иностранной валюте сумма доходов от реализации активов, других доходов (далее - доходы) и стоимость относящейся к этим доходам дебиторской задолженности (при ее наличии) отражаются в бухгалтерском учете в белорусских рублях по официальному курсу на:

дату совершения хозяйственной операции, если не был получен аванс в иностранной валюте;

дату (даты) получения аванса в иностранной валюте, если был получен аванс в иностранной валюте в размере полной суммы доходов;

дату (даты) получения аванса в иностранной валюте в части суммы доходов, приходящейся на аванс, и дату совершения хозяйственной операции в части суммы доходов, не приходящейся на аванс, если был получен аванс в иностранной валюте в размере частичной суммы доходов.

Порядок определения суммы доходов от реализации каждой единицы (части) активов (части доходов) в случае, указанном в абзаце четвертом части первой настоящего пункта, закрепляется в положении об учетной политике организации.

Суммы курсовых разниц, возникающих в организациях (в том числе при возврате авансов и погашении кредиторской задолженности в форме аккредитива), кроме случаев, указанных в пунктах 5, 6 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности, отражаются по дебету (кредиту) счетов учета денежных средств, расчетов и других счетов и кредиту (дебету) счета 91 "Прочие доходы и расходы".

9.    Соответствует ли переподготовка по специальности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит» на базе высшего технического образования требованиям пункта 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» о наличии высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера?

Согласно пункту 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон) на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) назначается лицо, отвечающее в том числе требованиям о наличии высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет.

В соответствии с пунктом 30 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» освоение содержания образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее и (или) среднее специальное образование не дает высшего или среднего специального образования по специальности переподготовки.

10.      В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2014 г. № 1255 с 1 января 2015 г. базовая величина устанавливается в размере 180 000 рублей.

11.   В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2014 г. № 1151 с 1 января 2015 г. месячная минимальная заработная плата устанавливается в размере 2 100 100 рублей.

12.   Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение (создание) основных средств, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету основных средств, организации вправе учитывать в течение отчетного года в составе вложений в долгосрочные активы и в конце отчетного года включать в первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств. Данная норма в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.03.2013 г. № 16 действовала до 01.01.2015 г. На основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 16.12.2014 г. № 82 действие данной нормы продлено до 01.01.2017 г.

13.      В соответствии с постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.12.2014 г. № 222 начиная с отчета за 2014 год, вводятся в действие новые форма государственной статистической отчетности 1-мп (микро) "Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации" годовой периодичности и указания по ее заполнению.

Указанная форма государственной статистической отчетности распространяется на микроорганизации по перечню, установленному Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (ранее - микроорганизации - коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год, предшествующий отчетному, до 15 человек включительно и коммерческие организации, созданные в отчетном году (за некоторыми исключениями)). Государственное статистическое наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью микроорганизаций является выборочным. Отбор микроорганизаций осуществляется Белстатом. В новой форме отчетности введен раздел VI, в котором отражается стоимость основных средств.

Срок предоставления отчета 1-мп (микро) за 2014 год – 28 января 2015 г.

14.     В соответствии с постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.11.2014 г. № 192 начиная с отчета за 2014 год,  вводятся в действие новые форма государственной статистической отчетности 1-мп "Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации" годовой периодичности и указания по ее заполнению. Указанная форма распространяется на малые организации - коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год, предшествующий отчетному, от 16 до 100 человек включительно (за некоторыми исключениями).

Срок предоставления отчета 1-мп за 2014 год – 11 февраля 2015 г.

15.   В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 г. № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей" с 1 января 2015 г. установлено ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала. Право на пособие имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет. Пособие назначается комиссиями по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности по месту назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю).

16.     В соответствии с пунктом 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 08.12.2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан начисляются на выплаты, предусмотренные в абзаце втором статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, не превышающие пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

17.       Ужесточение требований к организациям розничной торговли.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 г. N 1207 "О некоторых вопросах потребительского рынка" отдельным республиканским органам государственного управления, государственным организациям, облисполкомам, Мингорисполкому необходимо:

не допускать роста отпускных цен на товары, производимые подчиненными (входящими в состав) организациями, розничных цен на потребительские товары;

обеспечить наличие широкого их ассортимента в торговых объектах, включая Интернет-торговлю.

Несоблюдение ассортиментного перечня торгового объекта, необеспечение надлежащей выкладки товаров в торговом оборудовании, несоблюдение законодательства о торговле при реализации товаров через Интернет-магазин, а также превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 года, считается грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в виде приостановления на срок до 90 дней работы объекта.

Постановление вступило в силу 19 декабря 2014 года.

Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.